Главная > Адвокат, юрист > Банки должны усилить надзор за схемными операциями с ценными бумагами

Банки должны усилить надзор за схемными операциями с ценными бумагами

Банки должны усилить надзор за схемными операциями с ценными бумагами

Источник ЛІГА:ЗАКОН
7c5d07777a0e2b64d165117163d3b839 - Банки должны усилить надзор за схемными операциями с ценными бумагами

Соответствующее письмо регулятор направил банкам 4 марта 2019 года

Нацбанк рекомендует банкам уделять больше внимания мониторингу финансовых операций клиентов с ценными бумагами, в частности облигациями внутренней государственной ссуды (далее — ОВГС), номинированными в иностранной валюте, характер которых может свидетельствовать о легализации «грязных» денежных средств.

Соответствующие рекомендации были даны в письме Нацбанка, направленном банкам 4 марта 2019 года.

Речь идет о так называемых циклических операциях, особенностью проведения которых является покупка юрлицами по более высокой цене и продажа по более низкой (то есть с убытком) ОВГС с одинаковым ISIN-кодом в течение короткого промежутка времени, в частности одного рабочего дня.

Указанная схема может реализовываться через финансовых посредников на фондовом рынке и происходить в несколько этапов:

— на первом этапе брокер, действуя от своего имени за счет и по заказу юрлица, покупает в банке пакет ОВГС. Дальше он продает, а другой брокер покупает указанный пакет ОВГС по цене ниже приобретения (но в пределах рыночных цен), действуя за счет и по заказу физического лица;

— этот же пакет ОВГС снова по большей цене выкупает первый брокер, который действует от своего имени, однако за счет и по заказу юрлица, дальше он опять перепродает пакет ОВГС в пользу физического лица по более низкой цене, а физическое лицо осуществляет его дальнейшую продажу банку по более привлекательной цене;

— в результате таких циклических операций физическое лицо получает инвестиционную прибыль, а юрлица — инвестиционный убыток в таком же размере.

Такая схема получения инвестиционной прибыли используется клиентами банков, в частности, украинскими публичными деятелями, близкими и связанными с ними лицами, с целью искусственного формирования доходов и дальнейшей их легализации при декларировании.

Индикаторами рисковости таких операций являются отсутствие экономического смысла, покупка ценных бумаг на слишком короткий срок, цикличность транзакций, связанность участников и наличие у них, среди прочего, признаков фиктивности, а также получение одной стороной регулярных убытков, а другой — регулярных прибылей, размер которых существенно превышает сумму инвестиций.

Для предупреждения подобных схем банки должны всесторонне анализировать финансовые операции по купле-продаже ОВГС, в частности, тщательнее изучать своих клиентов, отдельно брокеров, осуществляющих такие операции по заказу юрлиц, анализировать условия договоров купли-продажи ценных бумаг и брокерские отчеты о клиентских операциях, выяснять источники происхождения средств физических лиц, которые их приобретают, с использованием риск-ориентированных подходов.

В случае выявления операций, направленных на легализацию «грязных» денежных средств, банки должны применять к своим клиентам меры, предусмотренные статьей 10 Закона «О предупреждении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и финансированию распространения оружия массового уничтожения», то есть отказываться от проведения таких транзакций и обслуживания клиента, а также уведомлять об этих случаях уполномоченные госорганы.

В то же время ужесточение финансового мониторинга с целью выявления таких схем не должно создавать препятствия для легальных операций бизнеса и населения по приобретению ОВГЗ и долгосрочного инвестирования с целью получения прибылей.

Нацбанк также сообщил банкам, что в описанных схемах финансовых операций по купле-продаже ОВГС участвуют профессиональные участники фондового рынка, ненадлежаще исполняющие обязанности субъектов первичного финансового мониторинга. НБУ не осуществляет надзор за этими финансовыми посредниками, потому информация о выявленных схемах будет направлена НКЦБФР.

Остались вопросы? Обращайтесь!

Мы проконсультируем Вас, поможем организовать бизнес, выбрать систему налогообложения, а в случае необходимости – сопроводим процесс организации Вашего бизнеса по юридическим, бухгалтерским, налоговым, а также финансовым вопросам. И поверьте, Ваши деньги непременно вернутся к Вам.

Смотрите также

b0cc15a1477b9612014ba9aababa8ee3 110x75 - Чи наявність повноважень виключає кримінальну відповідальність за ст.364 КК України?

Чи наявність повноважень виключає кримінальну відповідальність за ст.364 КК України?

Чи наявність повноважень виключає кримінальну відповідальність за ст.364 КК України? Дискреційні повноваження службової особи як …

Добавить комментарий